Подбор шин
Размер диска
- Все
- 4.5x13
- 4.5x14
- 4.5x15
- 5,5x13
- 5,5x14
- 5,5x15
- 5,5x16
- 5.0x13
- 5.0x14
- 5.0x15
- 5.0x16
- 5x13
- 5x14
- 5x15
- 5.5x13
- 5.5x14
- 5.5x15
- 5.5x16
- 6,5x15
- 6,5x16
- 6,5x17
- 6.0x14
- 6.0x15
- 6.0x16
- 6x14
- 6x15
- 6x16
- 6.5x15
- 6.5x16
- 6.5x17
- 7,5x16
- 7,5x17
- 7,5x18
- 7,5x19
- 7.0x15
- 7.0x16
- 7.0x17
- 7.0x18
- 7x15
- 7x16
- 7x17
- 7x18
- 7.5x16
- 7.5x17
- 7.5x18
- 7.5x19
- 8,5x16
- 8,5x18
- 8,5x19
- 8,5x20
- 8.0x15
- 8.0x16
- 8.0x17
- 8.0x18
- 8.0x19
- 8.0x20
- 8x16
- 8x17
- 8x18
- 8x19
- 8x20
- 8.5x17
- 8.5x18
- 8.5x19
- 8.5x20
- 8.5x21
- 9,5x18
- 9,5x19
- 9,5x20
- 9,5x22
- 9.0x17
- 9.0x18
- 9.0x19
- 9.0x20
- 9.0x21
- 9.0x22
- 9x17
- 9x18
- 9x19
- 9x20
- 9x21
- 9.5x19
- 9.5x20
- 9.5x21
- 9.5x22
- 10,5x20
- 10.0x20
- 10.0x21
- 10.0x22
- 10x20
- 10x21
- 10x22
- 10.5x20
- 10.5x21
- 11,5x21
- 11.0x20
- 11.0x21
- 11x20
- 11.5x21
- 15
- 16
- 17
- 17х7,5
- 18
- 18х8,0
- 18х8,5
- 19
- 20
- 20х8,5
- 20х9,0
Размер (ширина) шин
- Все
- 5.0
- 5.00R12C
- 7,00
- 7,00C
- 7,00R16C
- 7,50
- 7,50C
- 7,5R16C
- 7.0
- 7R16C
- 7.5
- 7.50
- 8,25
- 8.25
- 9.00
- 10.00
- 11.00
- 30
- 30*9,5
- 30*9,50
- 31
- 31*10,5
- 31*10,50
- 32
- 32*11,50
- 32*11.5
- 33
- 33*12,50
- 33*12.5
- 35
- 37
- 135
- 145
- 155
- 155R12C
- 155R13C
- 165
- 165R13 LT
- 165R13C
- 175
- 175R16C
- 180
- 185
- 185R14C
- 195
- 195R14C
- 195R15C
- 195R16C
- 195R70C
- 205
- 205R14C
- 215
- 225
- 225
- 235
- 235
- 245
- 255
- 265
- 275
- 285
- 295
- 305
- 315
- 325
Высота протектора
- Все
- 7.50
- 9.50
- 10.50
- 11.50
- 12.50
- 25
- 30
- 35
- 40
- 40Z
- 45
- 45 XL
- 45Z
- 50
- 50Z
- 55
- 55Z
- 60
- 60C
- 60Z
- 65
- 65C
- 70
- 70 LT
- 70C
- 75
- 75C
- 80
- 85
- 85C
- C
Радиус шины
- Все
- 12
- 12C
- 13
- 13C
- 14
- 14C
- 15
- 15C
- 16
- 16C
- 17
- 17,5 - 16
- 17,5C
- 17,5С
- 17C
- 18
- 19
- 20
- 20-18
- 21
- 22
- 22, 5
- 22,5 - 16
- 22,5 - 18
- 23
DIA диска
- Все
- 54.1
- 54.10
- 56.1
- 56.10
- 56.5
- 56.6
- 56.60
- 56.7
- 57.1
- 57.10
- 58.1
- 58.10
- 58.5
- 58.50
- 58.6
- 58.60
- 59.0
- 59.00
- 60
- 60.1
- 60.10
- 63.3
- 63.30
- 63.35
- 63.4
- 63.40
- 64.1
- 64.10
- 65
- 65.1
- 65.10
- 66
- 66.1
- 66.10
- 66.4
- 66.45
- 66.5
- 66.50
- 66.56
- 66.6
- 66.60
- 67
- 67,1
- 67.1
- 67.10
- 68
- 69.1
- 69.10
- 70.1
- 70.10
- 70.2
- 70.20
- 70.3
- 70.30
- 70.6
- 71,6
- 71.1
- 71.10
- 71.3
- 71.4
- 71.40
- 71.5
- 71.50
- 71.6
- 71.60
- 72,6
- 72.00
- 72.5
- 72.6
- 72.60
- 73
- 73,1
- 73.1
- 73.10
- 73.2
- 74,1
- 74.1
- 74.10
- 75
- 76
- 76.0
- 77.8
- 77.80
- 77.9
- 77.90
- 78.1
- 78.10
- 78.30
- 79
- 84.1
- 84.10
- 84.2
- 84.20
- 89.1
- 92.3
- 92.5
- 92.50
- 93.1
- 93.10
- 95.3
- 95.30
- 97.9
- 97.90
- 98
- 98.0
- 98.00
- 98.1
- 98.10
- 98.5
- 98.50
- 98.6
- 98.60
- 100.1
- 100.10
- 106.1
- 106.10
- 106.2
- 106.20
- 106.3
- 106.30
- 106.5
- 106.50
- 107.1
- 107.6
- 108
- 108.1
- 108.10
- 108.2
- 108.20
- 108.4
- 108.40
- 108.5
- 108.50
- 108.6
- 108.60
- 109.7
- 109.70
- 110.0
- 110.00
- 110.1
- 110.10
- 110.2
- 110.20
- 110.3
- 110.30
- 110.5
- 110.50
- 110.6
- 111.6
- 112
- 116.7
- 122.5
- 122.50
- 130
- 130.0
- 130.1
- 130.10
- 130.8
- 138.8
- 138.80
- 142.1
- 142.10
- 161.0
- 161.1
- 161.10
Вылет диска
- Все
- -35.0
- -30.0
- -20.0
- -20.00
- -15
- -15.0
- -15.00
- -12.0
- -12.00
- -10
- -10.0
- -10.00
- -5.0
- 2
- 2.0
- 2.00
- 5.0
- 5.00
- 6
- 6.0
- 8.0
- 8.00
- 10
- 10.0
- 10.00
- 12
- 12.0
- 12.00
- 13.0
- 13.00
- 15
- 15.0
- 15.00
- 18
- 18.0
- 18.00
- 20
- 20.0
- 20.00
- 21.0
- 21.00
- 22.0
- 22.00
- 23.0
- 23.00
- 23.5
- 23.50
- 24
- 24.0
- 24.00
- 25
- 25.0
- 25.00
- 26
- 26.0
- 26.00
- 27
- 27.0
- 27.00
- 28
- 28.0
- 28.00
- 29
- 29.0
- 29.00
- 30
- 30.0
- 30.00
- 31
- 31.0
- 31.00
- 31.5
- 31.50
- 32
- 32.0
- 32.00
- 33
- 33.0
- 33.00
- 34
- 34.0
- 34.00
- 35
- 35.0
- 35.00
- 36
- 36.0
- 36.00
- 36.5
- 36.50
- 37
- 37.0
- 37.00
- 37.5
- 37.50
- 38
- 38.0
- 38.00
- 38.5
- 38.50
- 39
- 39.0
- 39.00
- 39.5
- 39.50
- 40
- 40.0
- 40.00
- 40.5
- 40.50
- 41
- 41.0
- 41.00
- 42
- 42.0
- 42.00
- 42.5
- 42.50
- 43
- 43.0
- 43.00
- 43.5
- 43.50
- 43.8
- 44
- 44.0
- 44.00
- 45
- 45.0
- 45.00
- 46
- 46.0
- 46.00
- 47
- 47.0
- 47.00
- 47.5
- 47.50
- 48
- 48.0
- 48.00
- 48.5
- 48.50
- 49
- 49.0
- 49.00
- 49.5
- 49.50
- 50
- 50.0
- 50.00
- 50.5
- 50.50
- 50.8
- 50.80
- 51
- 51.0
- 51.00
- 52
- 52.0
- 52.00
- 52.5
- 52.50
- 53
- 53.0
- 53.00
- 54.0
- 54.00
- 55
- 55.0
- 55.00
- 55.50
- 56
- 56.0
- 56.00
- 56.4
- 56.40
- 57
- 57.0
- 57.00
- 58.0
- 58.00
- 59
- 59.0
- 59.00
- 60
- 60.0
- 60.00
- 62.0
- 62.00
- 64.0
- 64.00
- 66.0
- 68.0
- 68.00
- 70
- 75
- 75.0
- 102
- 105.0
- 105.00
- 106.0
- 106.00
- 107.0
- 109.00
- 109.5
- 110.0
- 110.00
- 115.0
- 117.0
- 121.5
- 121.50
- 132.0
- 0
- 0.0
- 0.00
PCD Дисков
- Все
- 3x112
- 4x100
- 4x100/114.3
- 4x108
- 4x114,3
- 4x114.3
- 4x98
- 4x98/100
- 5x0
- 5x100
- 5x100/108
- 5x100/112
- 5x100/114
- 5x100/114.3
- 5x105
- 5x108
- 5x110
- 5x112
- 5x112/114
- 5x112/114.3
- 5x113
- 5x114,3
- 5x114.3
- 5x114/127
- 5x115
- 5x115120
- 5x118
- 5x120
- 5x127
- 5x130
- 5x130/139,7
- 5x139,7
- 5x139.7
- 5x150
- 5x160
- 5x165
- 5x165.1
- 5x98
- 5х112
- 5х114,3
- 5х120
- 5х130
- 6x114,3
- 6x114.3
- 6x120
- 6x125
- 6x127
- 6x130
- 6x139,7
- 6x139.7
- 6x170
- 6x180
- 6x200
- 6x205
- 8x100/114,3
- 8x165
- 8x98/100
тип
- Все
- /
- Литой / Антрацитовый
- Литой / Антрацитовый матовый
- Литой / Антрацитовый матовый с желтой полосой на ободе
- Литой / Антрацитовый матовый с полированной лицевой поверхностью
- Литой / Антрацитовый матовый с полированным ободом
- Литой / Антрацитовый матовый с синей полосой на ободе
- Литой / Антрацитовый с белой внутренней полкой
- Литой / Антрацитовый с пластиковыми элементами
- Литой / Антрацитовый с полированной лицевой поверхностью
- Литой / Антрацитовый с полированным ободом
- Литой / Белый
- Литой / Белый матовый
- Литой / Белый матовый с алмазной полировкой
- Литой / Белый матовый с красной внутренней полкой
- Литой / Белый матовый с полированным ободом
- Литой / Белый с красной внутренней полкой
- Литой / Белый с красной глянцевой лицевой поверхностью
- Литой / Белый с красным ободом
- Литой / Белый с красным скорпионом
- Литой / Белый с красными спицами внутри
- Литой / Белый с полированной лицевой поверхностью
- Литой / Белый с полированной лицевой поверхностью с красной внутренней полкой
- Литой / Белый с полированным ободом
- Литой / Белый с синей глянцевой лицевой поверхностью
- Литой / Белый с черной глянцевой лицевой поверхностью
- Литой / Белый с черными пластиковыми элементами
- Литой / Белый с черными элементами
- Литой / Белый с черными элементами с красным ободом и черной внутренней полкой
- Литой / Бронзовый с полированным ободом
- Литой / Графитовый
- Литой / Графитовый матовый
- Литой / Графитовый с полированной лицевой поверхностью
- Литой / Графитовый с полированным ободом
- Литой / Графитовый с полированными элементами
- Литой / Матовый темно - серый
- Литой / Насыщенный антрацитовый
- Литой / Насыщенный серебристый
- Литой / Сатиновый черный
- Литой / Сатиновый черный с алмазной обработкой спиц
- Литой / Сатиновый черный с полированными спицами
- Литой / Серебристый
- Литой / Серебристый матовый с полированной лицевой поверхностью
- Литой / Серебристый матовый
- Литой / Серебристый с полированной лицевой поверхностью
- Литой / Серебристый с черными пластиковыми элементами
- Литой / Серебристый с черными элементами
- Литой / Серый
- Литой / Серый глянцевый
- Литой / Серый глянцевый с красной внутренней полкой
- Литой / Серый глянцевый с красными спицами внутри
- Литой / Серый глянцевый с синими спицами внутри
- Литой / Серый матовый с синей внутренней полкой
- Литой / Темно - синий с полированной лицевой поверхностью
- Литой / Хромированный
- Литой / Черный
- Литой / Черный глянцевый
- Литой / Черный глянцевый с полированной лицевой поверхностью
- Литой / Черный матовый
- Литой / Черный матовый с алмазной обработкой спиц
- Литой / Черный матовый с белой внутренней полкой
- Литой / Черный матовый с бронзовым ободом
- Литой / Черный матовый с гравировкой
- Литой / Черный матовый с желтой полосой на ободе
- Литой / Черный матовый с красной внутренней полкой
- Литой / Черный матовый с красной полосой на ободе
- Литой / Черный матовый с оранжево-серой полосой по ободу
- Литой / Черный матовый с полированной лицевой поверхностью
- Литой / Черный матовый с полированной лицевой поверхностью с красной внутренней
- Литой / Черный матовый с полированным ободом
- Литой / Черный матовый с полированными спицами с красной полосой на ободе
- Литой / Черный с белой полосой на ободе
- Литой / Черный с желтой полосой на ободе
- Литой / Черный с желтыми элементами
- Литой / Черный с красной внутренней полкой
- Литой / Черный с красной полосой на ободе
- Литой / Черный с полированной лицевой поверхностью
- Литой / Черный с полированной лицевой поверхностью с желтой внутренней полкой
- Литой / Черный с полированной лицевой поверхностью с красной внутренней полкой
- Литой / Черный с полированной лицевой поверхностью с красной полосой на ободе
- Литой / Черный с полированной лицевой поверхностью с полированной внутренней пол
- Литой / Черный с полированным ободом
- Литой / Черный с полированным ободом с красным скорпионом
- Литой / Черный с полированными спицами
- Литой / Черный с полировкой темного оттенка
- Литой / Черный с синей внутренней полкой
- Литой / Черный с синей лицевой поверхностью
- Литой/ Антрацитовый
- Литой/ Антрацитовый матовый
- Литой/ Антрацитовый матовый с желтой полосой на ободе
- Литой/ Антрацитовый матовый с полированной лицевой поверхностью
- Литой/ Антрацитовый матовый с полированным ободом
- Литой/ Антрацитовый матовый с синей полосой на ободе
- Литой/ Антрацитовый с красной полосой на ободе
- Литой/ Антрацитовый с полированной лицевой поверхностью
- Литой/ Белый
- Литой/ Белый матовый
- Литой/ Белый матовый с алмазной полировкой
- Литой/ Белый матовый с полированным ободом
- Литой/ Белый с красной глянцевой лицевой поверхностью
- Литой/ Белый с полированной лицевой поверхностью
- Литой/ Белый с черной глянцевой лицевой поверхностью
- Литой/ Белый с черными элементами
- Литой/ Бронзовый с полированным ободом
- Литой/ Графитовый матовый
- Литой/ Графитовый с полированными элементами
- Литой/ Матовый темно - серый
- Литой/ Насыщенный антрацитовый
- Литой/ Насыщенный серебристый
- Литой/ Серебристый
- Литой/ Серебристый матовый
- Литой/ Серебристый с полированной лицевой поверхностью
- Литой/ Серебристый с черной лицевой поверхностью
- Литой/ Серебристый с черными элементами
- Литой/ Серый глянцевый с красными спицами внутри
- Литой/ Темно - синий с полированной лицевой поверхностью
- Литой/ Черный
- Литой/ Черный матовый
- Литой/ Черный матовый с алмазной обработкой спиц
- Литой/ Черный матовый с желтой полосой на ободе
- Литой/ Черный матовый с красной полосой на ободе
- Литой/ Черный матовый с красными элементами
- Литой/ Черный матовый с полированной лицевой поверхностью
- Литой/ Черный матовый с полированным ободом
- Литой/ Черный матовый с полированными спицами с красной полосой на ободе
- Литой/ Черный с белой лицевой поверхностью
- Литой/ Черный с красной полосой на ободе
- Литой/ Черный с полированной лицевой поверхностью
- Литой/ Черный с полированной лицевой поверхностью с красной внутренней полкой
- Литой/ Черный с полированным ободом
- Литой/ Черный с синей лицевой поверхностью
- Литой/ Черный,Серебристый зеркальный
- Стальной / Антрацитовый
- Стальной / Серебристый
- Стальной / Серый
- Стальной / Черный
- Стальной/ Серебристый
- Стальной/ Черный
Бренд
- Все бренды
- 4GO
- Accelera
- Advanti
- AEOLUS
- AEZ
- AHILES
- Akina
- ALCAR HYBRIDRAD
- ALCAR STAHLRAD (KFZ)
- Alcasta
- Altenzo
- Alutec
- ALUTEK
- Amtel
- Antares
- ANTERA
- Aplus
- ARRIVO
- ASTERRO
- ATS
- AUFINE
- AUSTONE
- AUTOGRIP
- Avatyre
- BALLISTIC
- Baosh
- BARRET
- Barum
- BF Goodrich
- BFGoodrich
- Blacklion
- Borbet
- Bridgestone
- Briway
- Buffalo
- Cachland
- Cachland/Ovation
- CAM
- Carbon
- Carwel
- Centara
- Champiro
- Charmhoo
- Chengshan
- Comforser
- Comforser
- Compasal
- Constancy
- Continental
- Contyre
- Cooper
- Cordiant
- COVENTRY
- Crocodile
- Cross Street
- Crossleader
- DEFY
- Delinte
- Dezent
- Diablo
- DiamondBack
- Dmack
- Dongfeng
- Dotz
- DOTZ 4X4 STAHLRADER
- Dunlop
- DURUN
- Ecovision
- EFFIPLUS
- Effiplus/Jinyu
- Enzo
- Eurodisk
- F 1
- Falken
- FARROAD
- FEDERAL
- FESITE
- Firenza
- Firestone
- Foman
- Fondmetal
- Formula
- FORSAGE
- Fortuna
- FR
- Fronway
- FTK
- FULLRUN
- FULLWAY
- General
- Ginelli
- Gislaved
- Goal Star
- Goalstar
- Goform
- Goform (Foman)
- Goform(Foman)
- Goform/ Foman
- Goldway
- goldwheel
- Goodrich
- Goodride
- GoodYear
- Gremax
- Gripmax
- GT RADIAL
- GT-Radial
- GTR
- GTRsport
- Habilead
- Haida
- Hankook
- HARP
- HEADWAY
- Hemisphere
- Hercules
- HEROVIC
- HIFLY
- HTRC
- Ifree
- Ijitsu
- Imperial
- Infinity
- JINYU
- JOYROAD
- K7
- Kapsen
- KEBEK
- KFZ
- KINGRUN
- Kingstar
- Konig
- Kormoran
- Kronprinz
- Kumho
- Landsail
- Lanvigator
- Lassa
- Laufenn
- LegeArtis
- Legeartis Concept
- Legeartis Optima
- Ling Long
- LingLong
- LS
- Luxxan
- Lyst
- Magnetto
- MAK
- Mamba
- MANDRUS
- Marangoni
- Marshal
- Massimo
- Matador
- Maxtrek
- Maxxis
- Mazzini
- Megami
- Michelin
- Minerva
- N2O
- Nankang
- Neo
- Nereus
- NEXEN
- Nitro
- Nitto
- Nokia
- Nokian
- Nordman
- Nortek
- NZ
- OD
- OVATION
- OZ
- OZ Racing
- Pase
- PDV
- PDW
- Pirelli
- Pirelli formula
- Pirelly
- PNB
- Powertrac
- Premiorri
- Primewell
- PROMA
- R 1
- R-Vossen
- Rapid
- Remain
- Rep. Vossen
- Repl. Vossen
- REPLAY
- Replica
- Replica FR
- Replica H
- Rial
- Roadking
- ROADSHINE
- Roadstone
- Rosava
- Rotalla
- Royal black
- Royal-black
- RPLC
- RPLC-Wheels
- RR
- RS
- RT
- RTR
- Sagitar
- Sailun
- sava
- SDT
- Segun
- Sonny
- SSW
- STEGER
- Sunfull
- Sunitrak
- SUNNY
- Suntek
- SНLK
- Taitong
- TG
- Tigar
- TL
- Top Driver
- Top Driver S-series
- TOYO
- TREBL
- Tri-Ace
- TRIANGLE
- Triangle/DiamondBack
- Tunga
- Uniglory
- Uniglory/Headway
- V-PDV
- Vector
- Viatti
- Viatti Bosko Nordiko
- Viatti Brina
- Victorun
- Vinti
- Vissol
- Vossen
- V_PDW
- Wanli
- WANSHINE
- West Lake
- Wiger
- Winrun
- X-4
- X-Race
- X7
- XD
- Yamato
- Yamato Samurai
- Yamato Segun
- Yokatta
- YOKOHAMA
- YST
- Zeetex
- Zeta
- Zormer
- Zumbo
- Алтай-шина
- Амтеl
- Белшина
- ГАЗ
- Евродиск
- Кама
- Кама-Breeze
- Кама-евро
- КиК
- Киров
- КШЗ
- Матадор
- Метелица
- Росава
- Сomforser
- Скад
- Соntinenial
- ТЗСК
- Х-trike
Список статей
Декупаж. Статья с АвтоРЕВЮ - Нам предложили самим разработать протектор зимних шин
Олег РАСТЕГАЕВ
Фото автора
— Две или три? А градусов тридцать или шестьдесят?
— Шестьдесят, шестьдесят!
— А почему не тридцать?
Пятеро мужиков собрались в холле отеля шведского городка Арвидсьяура и спорят. Мимо проходят русские туристы, невольно прислушиваются к родной речи, но от советов деликатно воздерживаются. И правильно делают: пусть соотечественники сами решат, взять ли им на вечер пару бутылок 60-градусной водки Коскинкорва или обойтись не столь экстремальной 30-градусной лимонной настойкой. Но тогда, естественно, надо брать три...
Рабы стереотипов! Спорили мы о том, сколько ламелей лучше сделать в каждом блоке протектора зимних шин и под каким углом их расположить. Завелись! А все потому, что нам предложили самим разработать протектор зимних шин Continental. Мало того, мы эти шины еще и испытаем!
Понятно, что это была игра (хотя, по легенде, примерно так в свое время и родились знаменитые спортивные шины НИИШП-Ралли), но игра поучительная. Организаторы выдали каждой из шести команд журналистов заготовки шин с уже нарезанными крупными блоками — и нам осталось нанести прорези-ламели. Но нужно было определиться с их шириной, глубиной, количеством и углом наклона.
![]() |
Хороший резак с электроподогревом позволяет быстро и качественно нарезать извилистые ламели |
И здесь неплохо напомнить историю появления ламелей в зимних шинах. Катализатором стал появившийся в 1975 году запрет на использование шипов в центральноевропейских странах. И шинники тут же принялись химичить. Во-первых, в прямом смысле: экспериментировать с химическим составом материала протектора. Во-вторых, с его конструкцией: стандартных прорезей и канавок явно не хватало, чтобы обеспечить сцепление со льдом, сопоставимое с тем, что давали шипы. Количество кромок в пятне контакта, которые цепляются за микронеровности покрытия, нужно было увеличивать в разы. Казалось бы, «нашинкуй» протектор помельче — и получи много-много кромок. Не тут-то было! Изрезанный мелкими прорезями протектор становился слишком податливым: если на льду сцепные свойства повышались, то на асфальте шины работали плохо. Были и технологические ограничения: существующие в те годы пресс-формы не позволяли столь мелко нарезать протектор.
Проблема была решена ближе к девяностым годам. Появились секторные пресс-формы, причем прорези стали не простыми, а «объемными» — так называемыми 3D-ламелями. Их форма стала волнистой, с выпуклостями и впадинами, что, с одной стороны, помогло сбалансировать сцепные свойства в разных направлениях, а главное — ограничивало подвижность резиновых полосок, расположенных по-соседству. То есть снизило податливость протектора и помогло сохранить приемлемые сцепные свойства зимних шин на асфальте. Сейчас шины с 3D-ламелями производят практически все шинные компании, включая российские.
Но мы «изобретаем» шины образца восьмидесятых — никаких 3D-ламелей, только обычные прямые прорези. А все для того, чтобы «наши» покрышки успели изготовить за одну ночь.
Твердость резины наших заготовок — около 62 единиц по Шору. Для зимних шин это много: из резины такой твердости обычно делают центральноевропейские зимние шины — как раз потому, что им нужно хорошо работать не только на снежно-ледяных покрытиях, но и на асфальте. А поскольку мы уже знали, что испытывать свои «разработки» будем на снегу, то решили не идти на компромисс: пусть протектор будет податливым, зато обеспечит хороший зацеп с укатанным снегом. Значит, делаем как можно больше ламелей, причем протектор прорезаем на максимально возможную глубину. А что с направлением? Если это 90 градусов — перпендикулярно направлению движения, — то шины хорошо будут работать при разгоне и торможении, но не в поворотах. Значит, будем располагать ламели под углом. А под каким? Сошлись на том, что на разных блоках протектора углы будут разными. Набросали эскиз — и отдали его резчикам.
Команда резчиков по резине — это сотрудники отдела Continental Tire Carving. Слово «сarving» по-английски как раз и означает «нарезка». Это сейчас их отвлекли на «забаву» с журналистами, а работы этим спецам хватает. Ведь разработка каждой новой модели шин сопровождается десятками вариантов рисунка протектора. Что-то можно отсеять в процессе компьютерного моделирования, но без натурных испытаний не обойтись. Значит, нужно делать опытные шины. Понятно, что делать для каждого варианта свою пресс-форму — и долго, и, главное, безумно дорого: современная пресс-форма стоит не меньше десяти тысяч евро. Поэтому берут гладкую шину-слик — и экспериментальный рисунок нарезают вручную.
Впрочем, в отделе Tire Carving доля ручного труда становится все меньше: в подмогу семнадцати мастерам — три робота, которые выполняют задание точно и без устали. А вручную обычно выполняются спецзаказы — например, перед очередным автосалоном вырезать «художественные» шины для концепт-кара.
А у меня бы получилось? Я попросил резак у одного из мастеров — и сделал несколько ламелей. Режущая головка в виде петли с электроподогревом идет в протекторе как по маслу. Я же вспомнил детство, когда выжигал машинки на фанерках.
Утром наши «авторские» шины были готовы. Их установили на шесть одинаковых BMW 118i, оснащенных измерительной аппаратурой. На укатанном снегу — всего два упражнения: торможение с 40 км/ч и «слалом» на постоянной скорости 30 км/ч. В первом случае аппаратура фиксирует замедление и тормозной путь, во втором — боковую перегрузку.
Моя команда может гордиться: сопоставление результатов показало, что мы пошли правильным путем — и достигли практически идеального компромисса между сцеплением в продольном и поперечном направлениях. Конечно, мы не пионеры, достаточно чуть внимательнее посмотреть на рисунки протекторов современных зимних шин — практически все они изрезаны ламелями, расположенными под разными углами к направлению движения.
Жаль, организаторы все же не стали выявлять команду-победителя. Отчасти из-за погоды (в Скандинавию пришел теплый воздушный циклон), но в первую очередь из-за разной подготовки журналистов, принимавших участие в эксперименте. Профессиональными испытаниями шин занимаются лишь единицы, а остальные не вняли советам, что для получения корректных результатов нужно предельно точно выдерживать режимы во всех заездах. Если торможение, то с одной и той же скорости, резко, «в пол», чтобы сразу же начала работать АБС. Если «слалом», то движения рулем должны быть плавными, причем поворачивать его нужно на одинаковые углы. А иначе — такой разброс результатов от заезда к заезду, что говорить о корректности сравнения просто смешно. Вот и посмеялись.
Теперь — за руль машин, «обутых» в шины, созданные профессиональными конструкторами. Нам представили две новинки — Continental WinterContact TS 850 P и ContiVikingContact 6. Первые — центральноевропейского типа, вторые — скандинавского. Два одинаковых Мерседеса А-класса, а под колесами — лед. Понятно, что на скандинавских шинах автомобиль увереннее стартует и тормозит: шины ContiVikingContact 6 сделаны из более мягкой резины (твердостью 52 единицы по Шору против 62 единиц у шин TS 850 P), здесь больше ламелей, обеспечивающих хороший зацеп со льдом, — и, что характерно, большинство ламелей в центральной части протектора расположено под углом, а не перпендикулярно к плоскости вращения колеса, как это было на предыдущей модели ContiVikingContact 5. Возможно, провели работу над ошибками, поэкспериментировали с нарезанными вручную ламелями... Ведь в нашем недавнем тесте шины ContiVikingContact 5 порадовали хорошим торможением, но «держак» в поворотах был так себе. Но основное внимание все же было уделено поведению на асфальте, к чему подтолкнуло и введение в Европе новой системы маркировки шин. Чтобы сопротивление качению отвечало требованиям класса С, его пришлось разом снизить на 15 процентов! Для этого площадь так называемого негативного отпечатка была уменьшена на четыре процента. Это означает, что на эти четыре процента была снижена общая площадь канавок. Это и на глаз заметно: основные канавки не такие широкие, как на предыдущей модели. Может, для ровных и очищенных поверхностей это неплохо, но для российских дорог, для снежной каши и сугробов все же предпочтительнее более агрессивный протектор. Впрочем, дождемся следующей зимы, когда шины ContiVikingContact 6 появятся в продаже, — и проверим.
В шинах WinterContact TS 850 P для Центральной Европы тоже изменили конфигурацию ламелей — их стало больше, изменился угол их наклона. По данным производителя, показатели управляемости на снегу стали на пять процентов лучше. И на те же пять процентов поднялись показатели управляемости и тормозные свойства на асфальте — сыграло свою роль более плотное расположение блоков протектора и более жесткий в поперечном направлении каркас. В результате эти шины соответствуют классу С и по сопротивлению качению, и по тормозным свойствам на мокром асфальте.
Соответствие такому классу даже для летних шин — декларация весьма высокого уровня, для зимних — и вовсе шикарный результат. Лишним тому подтверждением служит и то, что шины WinterContact TS 850 P одобрены для первичной комплектации автомобилей Mercedes-Benz, BMW, Audi. Да-да, именно первичной комплектации! Дело в том, что в зимний период часть машин сходит с конвейера на зимних покрышках. А о том, какие именно производители одобрили шины, можно судить по специальной маркировке. Например, буквы «MO» означают, что это шины для автомобилей Mercedes, «AO» — для Audi, пятиконечная звездочка — для BMW.
На BMW 320i и на Audi A4, «обутых» в шины WinterContact TS 850 P, я прокатился по снежной извилистой трассе. Конечно, зацеп не столь надежный, как на шинах ContiVikingContact 6, но скольжения начинаются плавно, их можно легко контролировать. Особенно это приятно делать на заднеприводном BMW, да еще с отключенной системой стабилизации...
Жаль, не получилось сравнить эти шины с нашими «авторскими»! А вдруг бы случился конфуз? Едва ли. Да и читателям, конечно, гораздо интереснее то, как новые шины Continental поведут себя в сравнении c конкурентами. Дайте срок, сделаем!
![]() |
Заезды по трассе управляемости в очередной раз доказали, что даже хорошие зимние шины не могут застраховать от водительских ошибок. На этот раз со скоростью перебрал коллега из Италии |